Эта история произошла, когда Гоша Шутов уже уволился из театра, как он говорил, «демобилизовался со сцены и вышел на подмостки жизни». Звонит ему как-то знакомый артист и предлагает «подхалтурить». На языке актёрской братии это значит сыграть роль в одноразовом проекте за конкретные деньги, которые выдают сразу после завершения мероприятия. Для артистов «халтура» — дело святое, так как получают они не очень уж большие зарплаты на основном месте работы, а тут сразу «живые» деньги в руки — очень удобно. Гоша, который был на мели, согласился сразу, даже не особо интересуясь, что предстоит делать.
На следующий день Константин — так звали артиста, который ангажировал Шутова на «халтуру», пригласил его в фойе театра для встречи с работодателем. Заказчиком оказалась бригада израильских кинематографистов, которые хотели снять фильм про мальчика Мишу (настоящее имя — Мойша), жившего некоторое время в Сибири. Серьёзные люди, некоторые в очках, рассказали на почти русском языке, что уже много материала нашли.
В 1941 году Мойша проживал с родителями в польском городе Белостоке. Пришли немцы, всех загнали в гетто, родителей отправили в концлагерь, а Мойше удалось бежать. Долгое время он жил в лесу, одинокий, голодный, оборванный, запуганный. К людям выходить боялся и неожиданно прибился к стае волков. Звери почему-то есть мальчика не стали, а приняли в стаю. У волков в это время были щенята, и, вероятно, звери посчитали десятилетнего истощённого человеческого детёныша неопасным и пожалели.
Два года он скитался по лесам с волками, которые к нему отнеслись лучше, чем люди, пока где-то уже в Белоруссии неожиданно не наткнулся на партизан. Партизаны его подобрали, назвали Мишей (что его зовут Мойша, он уже не помнил после двух лет общения с одними волками) и переправили на «большую землю», а органы советской власти определили мальчика в детский дом в Сибири. Какое-то время он жил в нашем городе, а после перекочевал в «землю обетованную» и описал приключения детства в мемуарах.
Израильская команда, оснащённая по последнему слову кинематографической техники, приехала, чтобы взять интервью у очевидцев, отснять дом, где Миша проживал, отразить в ленте влияние фантастической судьбы маленького скитальца на местных жителей, может, сфотографировать памятник, который наверняка должны были здесь поставить юному герою. Проблема оказалась в том, что про этого мальчика в городе никто никогда не слышал. «Но как же так? — вопрошали удивлённые израильтяне. — Эту историю в Иерусалиме знает каждый, даже арабы». Миша (Мойша) Зильберман у них в Израиле вроде национального героя, а в Сибири все только глаза пучат от удивления и качают головами в знак полного отсутствия информации о таком знаменитом человеке.
Вот что наконец придумали эти умные ребята: если про маленького героя из реальных людей никто не знает, так подготовим артистов! Пусть они выступят в роли друзей Миши по детдому, расскажут про его сильный еврейский характер, ещё какие-нибудь подробности трудной судьбы. Пожилых актёров — «бывших детдомовцев» — уже отсняли, но кинематографистам не хватало «сибирской фактуры». Им хотелось показать местных жителей в их настоящей жизни, так сказать, в естественной среде. Однако искать колоритных персонажей было некогда, поэтому решили найти исполнителей, готовых вместе с ними проехать в поезде до следующего крупного города, и в дороге сделать о них сюжеты, как о случайных попутчиках.
Дело оказалось непростым. Никто из действующих членов труппы местного драмтеатра ехать в другой город не захотел, даже при условии оплаты билетов туда и обратно. Тут-то Константин и вспомнил о Гоше, который ни к каким театрам не был привязан, но при этом оставался профессиональным артистом. Гоше дело показалось, конечно, необычным, но приличная сумма гонорара и оплаченные билеты сыграли решающую роль: Шутов пошёл на сделку.
Долго мыкались евреи со вторым задуманным для съёмок персонажем и придумали: ехать согласился Вова, десятилетний внук заслуженной артистки РФ Глафиры Ф. По сюжету, маленький воришка будто бы хотел украсть у кинематографистов лэптоп. Мальчика должны были сразу поймать. Узнав «тяжёлую судьбу» юного сибиряка, чем-то похожего на легендарного Мишу, запечатлеть всё это на камеру, а в подарок оставить ему «украденный» ноутбук. Бабушка из-за каких-то обстоятельств сопровождать внучка не могла, поэтому в качестве гувернантки наняли работавшую в театре гардеробщицей Олю, посулив ей небольшую мзду.
Перед отъездом Шутов задал режиссёру резонный вопрос:
— А что, собственно, я должен делать в поезде?
Ответ его несколько обескуражил:
— Делай, что хочешь, а мы снимем.
— Хорошо… — согласился актёр-халтурщик.
Организаторы съёмок купили билеты. Вечерний поезд отправлялся по расписанию, и, сидя в своём купе, Гоша фантазировал. Ему не интересно было представляться обычным человеком, занимающимся банальным для Сибири делом — добычей нефти или работой на гидроэлектростанции. Шутов придумал, что он будет торговцем мамонтовыми бивнями, которые довольно часто находили в вечной мерзлоте северных районов. Он читал в газете, что бивень очень ценится в Китае и за килограмм можно получить до нескольких тысяч долларов.
Легенду он сочинил такую: коммерсант со звучным именем Пётр Ищенко возвращается из города Хайхэ, где удачно продал несколько бивней, и везёт наличными десять тысяч долларов. Возник вопрос: не мало ли? Спросил у евреев, ехавших в соседнем купе, как они считают, десять тысяч долларов — подходящая сумма или не очень? Евреи сказали, что в Израиле это очень приличные деньги. На вопрос, когда начнутся съёмки, ему ответили:
— Да хоть сейчас.
— Ок, — сказал Гоша, — готовьте аппаратуру. Пусть кто-нибудь из ваших выйдет в тамбур покурить, а я как будто с ним познакомлюсь. Зайдём в купе, я расскажу свою историю, а вы снимете.
Так и сделали. Шутов в образе коммерсанта в красках описал «новым знакомым» добычу мамонтового бивня, вымываемого меандрирующими реками из крутых берегов. Рассказал, что бизнес этот не так безобиден, как кажется, потому что банды добытчиков, конкурирующих друг с другом, порой стреляют на поражение, стараясь отобрать драгоценную кость у тех, кто плохо вооружён или неопытен. Конечно, в Красноярске, Якутске и других городах, например в Благовещенске, где бивень концентрируется на складах, бандитов поменьше, чем в лесах, но в наше время всегда надо быть осторожным и бдительным — криминал процветает.
Видно было, что евреи сильно удивлялись такому бизнесу и сочувствовали предпринимателю, который занят таким трудным и опасным делом.
Через час Гоша выдохся и, заявив, что устал, отправился к себе, однако его мучили смутные сомнения: отработал ли он гонорар или надо ещё что-то придумать. Отдохнув, Георгий наведался к соседям и спросил, не нужно ли ещё что-нибудь изобразить. Главный сказал, что неплохо бы завтра продолжить съёмку, но конкретно ничего не предложил, и вообще разговор получился невнятный: дескать, мы подумаем, что бы ещё интересное от тебя услышать, и сообщим.
— Договорились, — сказал Шутов и зашёл в своё купе.
Был поздний вечер, за день Гоша умаялся и поэтому рано лёг спать. Проснулся часов в девять утра, решил узнать, во сколько точно прибывает поезд, и был несколько встревожен, что всего через два часа, а от евреев никаких вестей. «Ладно, фиг с ними, сами обещали дать знак к действию — пусть дают», — успокаивал он себя, но кинематографисты сидели тихо как мыши и только изредка выглядывали из своего купе.